Страница обновлена 15.10.2015
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Станция юных натуралистов
Лицензированные дополнительные общеобразовательные программы,
реализуемые в МОУ ДОД СЮН.
№ п/п
|
Направленность (наименование) образовательной программы
|
Вид образовательной программы (основная, дополнительная)
|
Нормативный срок освоения
|
Аннотация дополнительной
общеобразовательной программы
|
Язык, на котором осуществляется образование
|
1.
|
общеобразовательная программа эколого-биологической направленности «Зеленая планета»
|
дополнительная
|
3 года
|
Данная программа направлена на формирование у подрастающего поколения экологического сознания и экологической культуры через формирование представлений об уникальности заповедных и охраняемых территорий, развитие бережного и ответственного отношения к природе нашего края, нашей страны, планеты Земля. Она способствует формированию у обучающихся системных представлений об охраняемых природных территориях как о ценности, имеющей национальное, мировое экологическое и культурное значение и содействует формированию практических умений и навыков поведения в природе. В рамках освоения программы обучающиеся смогут выполнять посильные исследования в природе, научатся оформлять и представлять результаты этих исследований, оценивать антропогенное влияние на окружающую среду, оценивать эстетические достоинства окружающего ландшафта, примут участие в посильной природоохранной деятельности.
Программа рассчитана на 3 года обучения по 144 часа. В летний период организуются восьмидневные полевые эколого-краеведческие экспедиции «Мы – дети Волги» на ООПТ с проведением учебно-исследовательских, природоохранных, экскурсионных, творческих, игровых и спортивно-оздоровительных занятий с обучающимися.
|
русский
|
2.
|
общеобразовательная программа эколого-биологической направленности «Занимательная экология»
|
дополнительная
|
3 года
|
Авторская программа Китаевой Т.Н. «Занимательная экология» предназначена для детей младшего школьного возраста и способствует созданию условий для развития познавательного интереса и творческих способностей детей, формирования активной жизненной позиции через всестороннее ознакомление с экологией природного окружения и включение в социально значимую природоохранную деятельность. Содержание программы охватывает и сочетает несколько областей знаний и видов деятельности: биологию, географию, экологию, гигиену, эстетику, природоохранную и поисково-исследовательскую деятельности, строится на изучении своеобразия местного природного комплекса, экологических проблем города Ростова и Ростовского муниципального района, творческом поиске для их решения. Программа состоит из пяти тематических блоков:
1 – Экология как наука,
2 – Растительный мир Ростовского района,
3 – Животный мир Ростовского района,
4 – Экологические проблемы и здоровье человека,
5 – Природоохранная деятельность.
Срок реализации программы – 3 года (360 часов).
|
русский
|
3.
|
общеобразовательная программа эколого-биологической направленности «Любители природы»
|
дополнительная
|
3 года
|
Целью авторской программы «Любители природы» Талановой И.Б. является создание условий для творческого развития личности, её самореализации через занятия по изучению животного мира окружающей природной среды и живого уголка. Отличительной особенностью программы является то, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, её освоение осуществляется в непосредственном общении детей с природными объектами, организация работы творческого объединения происходит на базе живого уголка. В результате освоения программы учащиеся получат практические знания, умения и навыки по уходу за обитателями живого уголка, смогут овладеть способами постановки опытов и экспериментов с животными.
Срок реализации программы – 3 года (432 часа).
|
русский
|
4.
|
общеобразовательная программа эколого-биологической направленности «Основы экологии и охраны природы»
|
дополнительная
|
3 года
|
Программа «Основы экологии и охраны природы» направлена на углубление знаний обучающихся по экологии и проблемам охраны живой природы и предназначена для детей среднего школьного возраста. Она способствует созданию условий для развития творческого потенциала, интеллектуальных способностей, формированию активной жизненной позиции через изучение обучающимися экологии родного края. В результате освоения программы обучающиеся научатся решать простейшие экологические задачи, применять знания экологических законов при анализе различных видов хозяйственной деятельности, использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества. Программа включает в себя полевой практикум.
Срок реализации программы – 3 года (по 144 часа за 1 год).
|
русский
|
5.
|
общеобразовательная программа эколого-биологической направленности «Заповедная Земля»
|
дополнительная
|
2 года
|
Программа направлена на формирование у обучающихся теоретических знаний в области экологии, на выполнение посильных исследований в окружающей среде, на овладение навыками исследовательской деятельности.
|
русский
|
6.
|
общеобразовательная программа эколого-биологической направленности «Удивительное о цветах»
|
дополнительная
|
2 года
|
Программа предназначена для детей 12-14 лет, рассчитана на 2 года обучения. Содержание первого года обучения знакомит детей с разнообразием цветочно-декоративных растений открытого и закрытого грунта, их биологическими особенностями, позволяет приобрести навыки по размножению, выращиванию растений, учит обобщать итоги проведенной работы. Объектами являются однолетние и двулетние цветочно-декоративные и комнатные растения. Содержание программы второго года обучения предполагает углублённое изучение видов декоративных растений, разнообразие сортов, их биологических особенностей, условий для их лучшего роста, развития, хорошего цветения и получения высококачественных семян.
|
русский
|
7.
|
общеобразовательная программа эколого-биологической направленности «Мир цветов»
|
дополнительная
|
1 год
|
Программа предназначена для детей дошкольного возраста: старшей и подготовительных групп детского сада. Знакомит обучающихся с миром цветковых растений, как комнатных, так и садовых, с особенностями их размножения и агротехники. В результате освоения программы дети приобретают знания о строении цветка, видовом разнообразии цветковых растений, роли цветов в жизни человека, приобретают умения и навыки по уходу за декоративными растениями.
|
русский
|
8.
|
общеобразовательная программа эколого-биологической направленности «Цветов красою сердце отогреем»
|
дополнительная
|
3 года
|
Работа детского объединения, реализующего образовательную программу «Цветов красою сердце отогреем», направлена не только на получение обучающимися навыков в области аранжировки цветов и допрофессиональной подготовки, но также даёт возможность каждому ребёнку реализовать его творческие способности, способствует повышению общего культурного уровня, приобретению социального опыта, снятию стрессовых ситуаций.
|
русский
|
9.
|
общеобразовательная программа эколого-биологической направленности «Удивительный мир растений»
|
дополнительная
|
1 год
|
Программа предназначена для детей дошкольного возраста: старшей и подготовительных групп детского сада. Способствует формированию у дошкольников элементарных представлений о растениях как о живых организмах в их взаимосвязи с окружающей средой и человеком. В результате освоения программы дети познакомятся с разнообразием деревьев, кустарников и трав, раскроют их биологические особенности, научатся узнавать их в природе, познакомятся с правилами сбора плодов и ягод, вместе с родителями смогут принять участие в экологической акции по посадке деревьев.
|
русский
|
10.
|
общеобразовательная программа эколого-биологической направленности «Природа глазами души»
|
дополнительная
|
3 года
|
Программа знакомит обучающихся с миром родной природы, способствует раскрытию её тайн, даёт представление о фенологии как науке о сезонных изменениях в природе, раскрывает отражение сезонных изменений в поэзии и живописи, уделяет большое внимание влиянию красоты природы на душу ребёнка, воспитанию через природу высокой духовности.
|
русский
|
11.
|
общеобразовательная программа эколого-биологической направленности «Фантазии цветов»
|
дополнительная
|
3 года
|
Данная программа раскрывает направление флористического дизайна и способствует формированию знаний и практических умений в предметных областях, необходимых для овладения профессией флориста. В результате освоения программы дети научатся работать с различными природными материалами, овладеют знаниями по аранжировке из живых и засушенных растений, познакомятся с технологией изготовления цветов из бисера и ткани, смогут принять участие в конкурсах юных флористов.
|
русский
|
12.
|
общеобразовательная программа эколого-биологической направленности «Путешествия в природу»
|
дополнительная
|
3 года
|
Целью программы является создание оптимальных условий для развития и самореализации школьников, формирование позитивных жизненных ценностей в процессе туристско-краеведческой и экологической деятельности. В результате обучающиеся смогут овладеть приемами техники безопасности, организации быта в походах и экспедициях, расширить и углубить знания по географии, биологии и экологии, овладеть приёмами мониторинга окружающей среды. Курс состоит из 2-х разделов: теоретического и практического. Практический раздел включает в себя практические занятия по изучению экологического состояния окружающей среды, учебные экскурсии, походы, конкретную практическую деятельность. Большое внимание уделяется использованию игровых приёмов обучения.
|
русский
|
13.
|
общеобразовательная программа эколого-биологической направленности «Тропинками края»
|
дополнительная
|
2 года
|
Программа «Тропинками края» является адаптированной, составлена на основе программы Шлякова В.В. «Туризм и краеведение». Освоение содержания программы требует постоянного общения детей и педагога с природой родного края, ее объектами, а это в свою очередь способствует не только их умственному, но и физическому развитию.
Программа предполагает такую организацию познавательной деятельности по изучению природы, истории и культурного наследия родного края, при котором оказывается преимущественное воздействие на творческую, познавательную и эмоциональную сферу ребенка при непосредственном контакте с действительностью – окружающей природной и социальной средой.
Программа включает в себя индивидуальную, групповую и коллективную формы работы. Основные формы проведения занятий определяются содержанием и представлены экскурсиями, беседами; коллективным чтением и обсуждением художественных произведений о природе и путешественниках; просмотром мультфильмов, сказок и видеосюжетов; практическими работами по изготовлению поделок из природных материалов, рисование картин природы, выполнением мини-исследований и т.д.
Содержание программ составлено с учетом принципов концентрического освоения окружающей действительности, цикличности проведения туристско-краеведческой и исследовательской деятельности, развития творческой самодеятельности участников детского объединения.
Большая часть занятий по программе «Тропинками края» проводятся на природе, на открытом воздухе, с использованием школьной территории или в лесу. В осенние, зимние и весенние каникулы предполагается активное участие занимающихся в эколого-краеведческих и спортивно-оздоровительных мероприятиях в рамках программы «Каникулы».
|
русский
|
14.
|
общеобразовательная программа эколого-биологической направленности «Родной край»
|
дополнительная
|
2 года
|
Программа «Родной край» предназначена для изучения природы родного края и сбора материала о ней. Она предусматривает знакомство с различными экологическими системами, взаимосвязью всех компонентов живой и неживой природы. В процессе освоения программы обучающиеся получат навыки работы с картами, определителями, справочниками. В содержание программы включены практические занятия по освоению методик сбора материала о различных объектах, их описания, выполнения небольших исследований. Дети смогут принять участие в благоустройстве своего двора, ближнего лесного участка, кемпинга. Наблюдения за природой и деятельностью человека, на которые нацелена программа, научат понимать причинно-следственные связи между деятельностью человека и природой, помогут выработать собственное отношение к окружающему миру и стремление улучшить его. В программе предусмотрено активное вовлечение детей в учебно-творческую деятельность через личностное познание родного края в процессе экскурсий, в практические дела по выявлению источников загрязнения окружающей среды и их влияние на экологическую обстановку своей местности.
|
русский
|
15.
|
общеобразовательная программа эколого-биологической направленности «Робинзоны»
|
дополнительная
|
2 года
|
Цель программы «Робинзоны» – приобщение детей к природе, изучение природных объектов родного края, его экологических проблем. Программа рассчитана на два года обучения для обучающихся в возрасте 11-15 лет. Время, отведённое на обучение, составляет 144 часа в год, причём практические занятия составляют большую часть программы. Занятия по этой программе позволяют обучающимся развиваться не только интеллектуально, но и физически в процессе непосредственного практического познания окружающего мира. Программа предполагает активное включение обучающихся в природоохранную практическую и научно-исследовательскую деятельность посредством выполнения соответствующих их возрастным особенностям и индивидуальным творческим способностям, мотивам и интересам практических творческих заданий. Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребёнка и его самореализации.
|
русский
|
16.
|
общеобразовательная программа эколого-биологической направленности «Елочка»
|
дополнительная
|
1 год
|
Программа знакомит детей с теоретическими основами лесоведения и лесопользования, основами лесного хозяйства, создаёт условия для формирования у обучающихся углублённых знаний о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с природной средой на базе конкретного лесного сообщества в условиях антропогенного воздействия, нацеливает учащихся на участие в конкурсе юных лесоводов. Много внимания уделяется практической работе по пройденным темам, проведению опытов и исследовательских работ, ведению сезонных наблюдений в природе и обязательное участие в общественно-полезном труде.
|
русский
|
17.
|
общеобразовательная программа эколого-биологической направленности «Дерево земли, на которой я живу»
|
дополнительная
|
2 года
|
Данная программа предназначена для работы с детьми среднего школьного возраста и является одной из структурных единиц комплексной программы «Гармония природы» по формированию экологической культуры у детей. Программа предполагает изучение не только особенностей строения деревьев, их разнообразие и местообитание, закономерности функционирования и развития лесных экосистем, но и народных традиций, связанных с деревьями и народных промыслов, связанных с деревообработкой. Программа интересна тем, что по мере её освоения дети готовят экспонаты для будущего музея Дерева, и в результате открывают его. В программе предусмотрено выполнение многочисленных практических работ, таких как посадка деревьев, выращивание саженцев из семян, выбор дерева-символа своей земли и обоснование выбора, определение возраста деревьев, их высоты и диаметра, геоботаническое описание деревьев, определение деревьев с помощью определителей и т.п. Важной методической особенностью программы является проведение конференций, на которых учащиеся представляют результаты своей исследовательской работы.
|
русский
|
18.
|
общеобразовательная программа эколого-биологической направленности «Всезнайка»
|
дополнительная
|
3 года
|
Программа способствует созданию организационно-педагогических условий для расширения и углубления знаний о животном мире через овладение практическими навыками по ведению наблюдений, исследований, уходу за животными живого уголка. Рассчитана для детей младшего школьного возраста и включает в себя знакомство с разнообразием животного мира и участие в разнообразных экологических акциях и проектах.
|
русский
|
Дополнительные общеобразовательные программы
на 2015-2016 учебный год
Название программы | Тип программы | Срок реализации программы | Год обучения по программе | Возраст детей | Ф.И.О. педагога, реализующего программу | |
адаптированная
|
авторская
|
|||||
«Родной край» | * | 2 года | 2 | 14 – 16 | Ильинская О.М. | |
«Занимательная экология» | * | 3 года | 1 | 8 – 11 | Жигалова М.В. | |
«Занимательная экология» | * | 3 года | 1 | 8 – 11 | Курилова Е.А. | |
«Природа глазами души» | * | 3 года | 3 | 7 – 11 | Глибина О.В. | |
«Фантазии цветов» | * | 3 года | 2 | 11 – 16 | Глибина О.В. | |
«Родной край» | * | 2 года | 2 | 14 – 16 | Зайцева Е.А. | |
«Основы экологии и охраны природы» | * | 3 года | 1 | 10 – 14 | Зайцева Е.А. | |
«Природа глазами души» | * | 3 года | 1 | 7 – 11 | Степанова И.Ю. | |
«Занимательная экология» | * | 3 года | 1 | 8 – 11 | Манашкина С.Б. | |
«Заповедная земля» | * | 2 года | 1 | 12 – 15 | Мовчанюк С.А. | |
«Дерево Земли, на которой я живу» | * | 2 года | 2 | 10 – 14 | Герасимова И.В. | |
«Занимательная экология» | * | 3 года | 2 | 8 – 11 | Малова С.В. | |
«Фантазии цветов» | * | 3 года | 1 | 11-16 | Шушугина Т.А. | |
«Мир цветов» | * | 1 год | 1 | 5 – 7 | Лаптева А.П. | |
«Удивительный мир растений» | * | 1 год | 1 | 5 – 7 | Лаптева А.П. | |
«Дерево Земли, на которой я живу» | * | 2 года | 2 | 7 – 11 | Беляева Н.В. | |
«Удивительное о цветах» | * | 2 года | 2 | 12 – 14 | Хазова И.П. | |
«Природа глазами души» | * | 3 года | 2 | 7 – 11 | Шестунова Е.А. | |
«Основы экологии и охраны природы» | * | 3 года | 2 | 10 – 14 | Таланова И.Б. | |
«Родной край» | * | 2 года | 1 | 14 – 16 | Таланова И.Б. | |
«Природа глазами души» | * | 3 года | 2 | 7 – 11 | Юдаева Е.К. | |
«Зелёная планета» | * | 3 года | 3 | 11 – 14 | Чернышева Н.Г. | |
«Основы экологии и охраны природы» | * | 3 года | 2 | 10 – 14 | Маркиданова Т.А. |